Бонсаи мгновения жизни и пространства
Бонсаи – мгновения жизни и пространства
автор Александр Абрамов
Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…
Мотоори Норинага
(1730-1801)
В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.
История искусства бонсаи
Термин «бонсаи» появился в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию. Но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки искусства бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.
В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это название на свой лад; миниатюрные деревья они стали называть бонсаи.
Однако, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсаи в поразительное явление своей национальной культуры.
К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая, японцы создавали сады для созерцания – «сима» (то есть, «острова»). Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с большим островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле). Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка.
Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников, породило бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.
Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних свитках с картинками, изображающими, кроме прочих сюжетов, «жития» буддийских святых.
В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками. Дно «подноса» покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, а на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсаи из трав, подчёркивающих благородство и древность сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.
Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней и используются всеми мастерами-«бонсаистами» для демонстрации своих творений.
С конца XII века всё бoльшую роль в жизни японского общества стала играть одна из сект буддизма — дзэн. А один из принципов дзэн-буддизма — принцип тождества небесного («божественного») и земного («низменного»).
К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсаи «мирским» занятием. Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание уже не считалось священнодействием, недоступным простым смертным. Поэтому из монастырей увлечение бонсаи постепенно проникло во дворцы японских аристократов, а затем и в дома самураев. А к началу XIX века искусство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хати-но ки – «деревья в мисках».
Большую роль в становлении искусства бонсаи как национальной традиции сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868 – 1912 гг.) выращивание бонсаи было возведено в ранг искусства, и тогда же появился термин «художественный бонсаи».
После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсаи переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине города Омия. В 1926 году там была создана Национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
Получив название «Деревня бонсаи», Омия постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда стали приезжать любители искусства бонсаи со всего мира. Особенно усилился поток посетителей после окончания второй мировой войны.
Бонсаи завоевал прочные позиции в ряду других искусств после проведения Национальной выставки бонсаи (март 1934 года) в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсаи Кокофу, стала ежегодной. И в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсаи.
В 1934 году общество любителей бонсаи Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсаи.
Миниатюрные растения впервые привлекли мировое общественное внимание на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио (1964 г.) и после Всемирной выставки в Осаке (1970 г.), где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.
Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин – полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства.
Время вносит свои коррективы: теперь не только зрелые аристократы и самураи, и не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.
Согласно основным восточным философско-религиозным доктринам, главная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им состояния покоя и гармонии с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это спокойствие.
Японские мастера бонсаи также изучают и совершенствуются в искусстве чайной церемонии, в создании икэбаны, в боевых искусствах.
Бонсаи в России
История бонсаи в нашей стране коротка – всего около 30 лет.
В 1976 году Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигемицу.
Главным «воспитателем» этих бонсаи на новом месте стала заведующая отделением вересковых ГБС Тамара Петровна Белоусова. Так история появления классических японских бонсаи в России стала неотделима от её имени.
Сотрудники ботанического сада под руководством Тамары Петровны бережно ухаживали за этой коллекцией миниатюрных растений, а также создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания бонсаи. Причём, — не только из теплолюбивых экзотических растений, но и из наших «берёзок да сосёнок».
Вскоре многие ботанические сады и дендропарки (особенно на юге нашей страны) заложили собственные коллекции бонсаи, а в крупных городах появились любительские «бонсаи-клубы».
Среди начинавших осваивать в то время технику бонсаи отечественных бонсаистов стали наиболее известны (и не только в нашей стране) Анатолий Анненков и Александр Виняр. Они до сих пор продолжают выращивать бонсаи и неустанно пропагандируют это прекрасное творческое занятие. На сайте этих мастеров («Бонсай») не только начинающие, но «продвинутые» любители искусства бонсаи найдут много бесценных сведений, полученных авторами при выращивании собственных растений.
Впечатляющие фотографии миниатюрных шедевров Анатолия и Александра иллюстрируют серию моих статей, посвящённых искусству бонсаи.
Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими миниатюрными деревьями. Тогда все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.
На титульном фото: Можжевельник величественный
Стиль — элитарный художественный стиль, бундзинги, bunjingi , или неправильный прямостоячий, моёги, moyogi . Высота — 35 см, возраст — 35 лет, в культуре — 9 лет. Автор Александр Виняр.
Фото в тексте: Гинкго
Стиль — правильный прямостоячий, тёккан, chokkan . Высота — 65 см, возраст — 11 лет, в культуре — 10 лет. Автор Александр Виняр.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ (1947)
- ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (210)
- ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (188)
- ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (117)
- ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (97)
- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (90)
- ПРОПИСИ (65)
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ (57)
- ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ (40)
- ЛАБИРИНТЫ (17)
- РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ (6)
- ДИСГРАФИЯ (4)
- ЛОГОПЕДИЯ (4)
- ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (3)
- ОБРАЗОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (2)
- ЛЕВША (1)
- Point-to-Point (362)
- ВСЁ О СОБАКАХ (70)
- ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ (53)
- ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ (25)
- АЛТАЙ ФОТО (14)
- ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (5)
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ (2)
- АЙФОН (4)
- ТРЕНИНГ (4)
- ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР (2)
- sos. (226)
- АКВАРИУМ (28)
- АКРИЛ (319)
- БУДУЩИМ МАМАМ (749)
- ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ (7079)
- ВИТРАЖИ (119)
- ВЫШИВКА (177)
- Горы Алтай (15)
- ДЕКУПАЖ (167)
- ДЕТСКОЕ. (2726)
- ДИЗАЙН И ЛАНДШАФТ (1096)
- КЛУМБЫ, ГОРКИ (241)
- ВИДЕО ЦВЕТЫ. РАССАДА (3)
- ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (595)
- КАРТИНКИ, ФЛЕШКИ С КОДАМИ (23)
- ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ (7759)
- ДОМАШНИЕ ХИТРОСТИ (175)
- СТИРКА (88)
- МАНИКЮР (12)
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК В УДОВОЛЬСТВИЕ (1)
- ЖИВОПИСЬ (414)
- РИСУНКИ (7)
- ИКОНЫ (2)
- КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (1)
- ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ! (312)
- АУДИОКНИГИ (17)
- ДУША, ЕЁ УРОКИ И ЦЕЛЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. С (5)
- ИНТЕРЕСНЫЕ РЕЦЕПТЫ (2703)
- САЛАТЫ (311)
- ЛЕТНИЕ РЕЦЕПТЫ (213)
- ВКУСНОЕ МЯСО (88)
- СУПЧИКИ (56)
- МУЛЬТИВАРКА (27)
- КАПАПЕ, РОЛЛЫ.. (13)
- ДОМАШНИЙ СЫР (9)
- К НОВОМУ ГОДУ (1013)
- КВИЛЛИНГ (266)
- КНИГИ МЕГРЕ «АНАСТАСИЯ» (15)
- КРАСОТЫ МИРА (79)
- КУКЛЫ — ОБЕРЕГИ (292)
- ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧ-НИК! (103)
- МЕДИТАЦИИ, ПРАКТИКИ (1896)
- МАНТРЫ (16)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (8)
- МЕДИЦИНА И НЕ ТОЛЬКО (2918)
- НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА (1583)
- ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА (490)
- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (65)
- ПОЗВОНОЧНИК (58)
- ЛЕЧИМ КАШЕЛЬ (47)
- ОТЕКИ (40)
- ЗДОРОВЫЙ СОН (33)
- ПАРАЗИТЫ (20)
- ПОЧКИ (17)
- СОЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ (11)
- УТРЕННИЙ ЦИГУН-МАССАЖ (6)
- ЦИСТИТ (3)
- ДОКТОР БОЖЬЕВ-ЛЕЧЕНИЕ БЕЗ ЛЕКАРСТВ (1)
- КИНЕЗИОЛОГИЯ (1)
- МОЁ ТВОРЧЕСТВО: ОБЕРЕГИ, ПОДЕЛКИ (25)
- МОИ СТИХИ (62)
- МОИМ ДРУЗЬЯМ (1187)
- МОЛИТВЫ (75)
- МУДРОСТЬ ИНДЕЙЦЕВ (3)
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ (1138)
- ДЛЯ ЗАСЫПАНИЯ И МЕДИТАЦИЙ (121)
- ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА (75)
- ОПЕРЕТТА (3)
- НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1744)
- РОСПИСЬ (308)
- НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ (296)
- НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЧИСТОТЫ ДОМА И ТЕЛА (1274)
- РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ (777)
- общение с ангелами (22)
- ОДЕЖДА СЛАВЯН (129)
- ОТКРЫТКИ СВОИМИ РУКАМИ (87)
- ОШО (150)
- ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ КОМПА (190)
- ПРОБЛЕМЫ НОУТА.ЧИСТКИ (34)
- ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ! (122)
- ПРИТЧИ (268)
- СКАЗКИ ЭЛЬФИКИ (54)
- ПСИХОЛОГИЯ (784)
- РИЧАРД БАХ (9)
- РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ (5367)
- РУНЫ И ДР ГАДАНИЯ (266)
- РУСЬ (3532)
- РОССИЯ СЕГОДНЯ (1700)
- УКРАИНА (1288)
- РОДНОВЕРИЕ (389)
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ САЙТ (22)
- ВЕДРУССЫ (9)
- САД — ОГОРОД (1708)
- УМНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (169)
- БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ (65)
- КЛУБНИКА (7)
- СИДЕРАТЫ (6)
- МАЛИНА (1)
- СВАДЬБА (71)
- СВОИМИ РУКАМИ (2979)
- ВАЛЯНИЕ (3)
- СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ (179)
- СВАСТИКИ (8)
- СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ (1072)
- СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (29)
- СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ (311)
- ТАЛЬКОВ (21)
- УЧИМСЯ РИСОВАТЬ! (547)
- ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (8)
- УЮТНЫЙ ДОМ (2693)
- фото (222)
- ФЭНТЕЗИ (51)
- ХОККУ (6)
- ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР, ТЕСТО, ПЛАСТИКА (96)
- ЦВЕТЫ В ВАШЕМ ДОМЕ (612)
- ОРХИДЕИ (43)
- ВЫРАЩИВАЕМ ЭКЗОТИКУ (40)
- ГЕРАНЬ (27)
- ФИКУС (11)
- ПЕТУНИИ (11)
- ОЛЕАНДР (8)
- ДЕКАБРИСТ (6)
- ГИППЕАСТРУМ (3)
- КОКЕДАМА (2)
- ШЬЁМ И ВЯЖЕМ (349)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО! (4196)
- ЭТО КРАСИВО! (1965)
- ЯПОНСКИЙ САДИК (137)
—Фотоальбом
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Бонсаи – мгновения жизни и пространства.
Бонсаи – мгновения жизни и пространства
автор Александр Абрамов
Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…
Мотоори Норинага
(1730-1801)
В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.
Основой искусства бонсаи стали вера в живой дух растений и понимание источника этого животворящего духа, на котором держится вся Вселенная. Поэтому можно считать, что миниатюрное деревце бонсаи зримо и рукотворно воплощает основы национального мировосприятия японцев. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, и чаша – символ учения; а ствол и ветви – целое и часть целого.
Бонсаи: техника и искусство
автор Александр Абрамов
Доводить вещи до завершённости – дурной вкус.
Тонкий шёлк привлекателен, когда его края растреплются…
Кэнко-хоси. «Записки от скуки»
В бонсаи в качестве художественного эталона выступает живая природа. Поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта.
В Японии сформировались условные стили и правила создания бонсаи, следуя которым легче продвинуться вперёд и избежать грубых ошибок. Ведь исправление ошибок (если оно вообще будет возможно) отнимает очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.
Традиционно основными, «скелетными» стилями бонсаи считают 10-12 стилей:
- правильный прямостоячий (“chokkan”);
- неправильный прямостоячий (“moyogi”);
- наклонённое дерево (“shakan”);
- «дерево, согнутое ветром» (“fukinagashi”);
- полукаскад(“hankengai”);
- каскад (“kengai”);
- «метлообразное» дерево (“hokidachi”);
- «бундзин», или элитарный художественный стиль (“bunjingi”);
- многоствольное дерево;
- рощица (“iose — ue”);
- дерево с камнем или на скале (“ishitsuki”);
- банкан «волна чувств» (“bankan”) – старинный китайский стиль;
- миниатюрный стиль
Подбор растения для бонсаи
Исходное растение для создания бонсаи можно самостоятельно вырастить из семян. Но, сразу купив молодое растение, вы сократите срок выращивания бонсаи, по меньшей мере, на 1-2 года.
Для будущего бонсаи следует выбирать деревце или травянистое растение с мелкими от природы листьями и цветками. Это связано с тем, что «естественное» соотношение размеров листьев, цветков, веток, ствола и контейнера (горшка) играет решающую роль в художественной ценности бонсаи.
В Японии в течение всего года содержат бонсаи на улице, а в дом его вносят только в праздничные дни или к приходу гостей.
При выборе для создания бонсаи листопадного или хвойного растения, позаботьтесь об обеспечении правильной зимовки в прохладе.
Хвойные растения, столь любимые японскими мастерами, не очень подходят для наших обычных домашних условий (из-за сложностей в содержании: высокой температуры в сочетании с низкой влажностью воздуха и недостаточным освещением). Но если у вас есть зимний сад или прохладный светлый холл, то выбирайте любое растение с листьями-иголками.
Больше всего подходят для бонсаи лиственные породы деревьев. Выбор их огромен. Для создания бонсаи правильнее будет выбрать растение с мелкими и плотными тёмно-зелёными листьями. Легко приживаются в домашних условиях растения из тропических областей земного шара. Гораздо сложнее уход за растениями субтропиков.
Лиственные растения, чаще всего встречающиеся сейчас в магазинах – это различные виды фикусов. Фикусы хорошо приспосабливаются к домашним условиям, быстро растут и легко поддаются формировке. Все мелколистные фикусы хороши для бонсаиста (за исключением крупнолистных видов, например, как фикус эластика Ficus elastica).
Красивое тропическое дерево с мелкой листвой, которое успешно можно использовать в качестве предмета бонсаи и выращивать в условиях квартиры – это жаботикаба. В бразильской провинции Жаботикаба (Жаботикабаль) это растение разводят в садах из-за вкусных тёмно-синих плодов, напоминающих сливу.
В роду Мирциария ( Myrciaria ) семейства миртовых (Myrtaceae), к которому ботаники относят жаботикабу, наиболее известны два вида: M . jaboticaba и M. cauliflora . Цветки и плоды у мирциарий растут не на ветках, а прямо на стволах (что свойственно многим тропическим растениям). Эту особенность растений учёные называют каулифлория.
Травянистые растения, подходящие для бонсаи, должны быть мелкими и неспешными в росте.
Очень хорошо могут расти в плошках некрупные и сравнительно неприхотливые папоротники (адиантумы, птерисы, асплениумы, др.).
У очаровательных травянистых бонсаи есть только одно ограничение: зимой для них необходим влажный и прохладный воздух, иначе их листья будут засыхать.
Если у вас нет зимнего сада или широкого подоконника, то для создания бонсаи предпочтительнее использовать тропические растения. Рекомендую применять, например, мелкие суккуленты, карликовые бромелии, молодые папоротнички, маленькие орхидеи.
Особенности ухода за бонсаи связаны с требованиями конкретного вида растения и со стеснёнными условиями его роста.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ВЯЗАНИЕ (9160)
- кофточки и жилетки (2426)
- СУПЕР (1858)
- кардиганы, куртки, жакеты (1527)
- платье. юбки, костюмы (1042)
- уроки (724)
- туника (593)
- мотивы и техники вязания (526)
- шарфики (462)
- накидка (392)
- болеро (362)
- шали (359)
- для мужчин (355)
- беретики, шапочки. (326)
- сумки, перчатки, аксесуары (303)
- Себе (238)
- для деток (232)
- обувь, пинетки, носки (216)
- полезные странички (213)
- пончо (144)
- вязание на вилке (133)
- кружево (117)
- скатерти. пледы, салфетки (86)
- программы по вязанию (40)
- фриволите (14)
- перуанское вязание (брумстик). (6)
- КУКЛЫ (658)
- из капрона (184)
- мк куклы из капрона (92)
- текстильные куклы (49)
- мк аксесуары (49)
- мк волосы (47)
- оберег, домовой (30)
- мк — лицо (18)
- мк глаза (18)
- мк — по изготовлению куклы на удачу от Елены Лавре (10)
- мк — ручки-ножки (9)
- мк — хомяк от Елены Лаврентьевой. (9)
- мк — тело (8)
- мк — Ангел от Елены Лаврентьевой. (6)
- мк — Цветочный фей Гера от Елены Лаврентьевой (4)
- мк — малыш в мешочке от Елены Лаврентьевой (4)
- мк — солнышко (3)
- мк — «Мартышка МИ-МИ»! Автор Любовь Гама (2)
- мк — Дракончики (2)
- мк — Баба Яга из чулка» от Lana (1)
- мк — кукла из колготок «Яблоко» (1)
- мк — кукла Сонечка (1)
- мк — Цветы и Грибы от Любови Гамала (1)
- мк — куклу-футляр (мини-бар) (1)
- мк — Тыковка от Елены Ауловой (1)
- мк — мини-МК по чулочной голове мышки (1)
- мк — кукла Цветочек (1)
- мк — Душечка от Ликмы (1)
- мк — «Домовой за 2 часа» от Оксаны Треть (1)
- мк — Кукла-домашка(пакетница) от Ликмы. (1)
- мк — баба яга из капрона (1)
- мк — Горошек ( магнит на холодильник) (1)
- мк — дракончик (страна мастеров) (1)
- мк — Дракоша забавный (1)
- мк — Котошарик (1)
- мк — мальчик-женишок! (1)
- мк — кота от irushka33 (1)
- мк — кот от Lelia 1 (1)
- мк — Буренка (1)
- мк — Мини попик от ларисы88. (1)
- мк — Котики на холодильник (1)
- мк — коровка из капрона (1)
- мк — дракошка (1)
- мк — малютка-ангел добрых снов (1)
- мк — кукла-домашка от Ликмы (1)
- мк — кукла каркасная из капрона (1)
- мк — кот .Автор Lelia 1 (1)
- мк — Шеф — повар из капрона (1)
- мк — Дашенька» Елены Лаврентьевой (1)
- мк — Машенька от Ж.Красовской (1)
- мк — змейка Ауловой Елены (1)
- мк — Дракоша» из капрона. (1)
- мк — Ангелочек. (1)
- мк — по кукле, одежде и обуви от Ирины Х (1)
- мк — пупс из пары носков. (1)
- ЦВЕТИ ИЗ БУМАГИ,ТКАНИ И ПРОЧЕЕ (630)
- ВКУСНОСТИ (621)
- УКРАШЕНИЕ (31)
- ТОРТЫ (19)
- ДЕСЕРТЫ (14)
- СЛАДОСТИ (11)
- ВЫПЕЧЬКА (8)
- ПИРОЖЕНО (5)
- МОРОЖЕНОЕ (4)
- РУЛЕТЫ (2)
- ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА (503)
- ВСЕ ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ (452)
- КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (397)
- БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (311)
- мастер-классы (64)
- для вдохновения (20)
- УКРАШЕНИЯ (294)
- КАНЗАШИ (273)
- СУМКИ (164)
- ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (162)
- СУТАЖНАЯ ТЕХНИКА (146)
- ШЬЕМ САМИ (132)
- КВИЛИНГ (120)
- ПОДУШКИ (119)
- ДИЕТА (112)
- ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (83)
- МЫЛО (76)
- ТОПИАРИЙ (71)
- ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (64)
- ДЕКУПАЖ (59)
- ПРИЧЕСКИ (53)
- РОСПИСЬ (35)
- КОРОБОЧКИ (29)
- ВЫШИВКА СХЕМИ (29)
- СВЕЧИ (24)
- ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ (17)
- ПРИТЧИ (14)
- Бисер (7)
- АФОРИЗМЫ (7)
- ГАНУТЕЛЬ (4)
- ЖУРНАЛЫ ВЫШИВКА (3)
- УЗЕЛКИ (2)
- ФРАНЦУЗСКАЯ ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ ЦВЕТКА ИЗ БИСЕРА. (1)
- Музыка (1)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Бонсаи – мгновения жизни и пространства.
Бонсаи – мгновения жизни и пространства.
Бонсаи – мгновения жизни и пространства
автор Александр Абрамов
Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…
Мотоори Норинага
(1730-1801)
В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.
Основой искусства бонсаи стали вера в живой дух растений и понимание источника этого животворящего духа, на котором держится вся Вселенная. Поэтому можно считать, что миниатюрное деревце бонсаи зримо и рукотворно воплощает основы национального мировосприятия японцев. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, и чаша – символ учения; а ствол и ветви – целое и часть целого.
Бонсаи: техника и искусство
автор Александр Абрамов
Доводить вещи до завершённости – дурной вкус.
Тонкий шёлк привлекателен, когда его края растреплются…
Кэнко-хоси. «Записки от скуки»
В бонсаи в качестве художественного эталона выступает живая природа. Поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта.
В Японии сформировались условные стили и правила создания бонсаи, следуя которым легче продвинуться вперёд и избежать грубых ошибок. Ведь исправление ошибок (если оно вообще будет возможно) отнимает очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.
Традиционно основными, «скелетными» стилями бонсаи считают 10-12 стилей:
- правильный прямостоячий (“chokkan”);
- неправильный прямостоячий (“moyogi”);
- наклонённое дерево (“shakan”);
- «дерево, согнутое ветром» (“fukinagashi”);
- полукаскад(“hankengai”);
- каскад (“kengai”);
- «метлообразное» дерево (“hokidachi”);
- «бундзин», или элитарный художественный стиль (“bunjingi”);
- многоствольное дерево;
- рощица (“iose — ue”);
- дерево с камнем или на скале (“ishitsuki”);
- банкан «волна чувств» (“bankan”) – старинный китайский стиль;
- миниатюрный стиль
Подбор растения для бонсаи
Исходное растение для создания бонсаи можно самостоятельно вырастить из семян. Но, сразу купив молодое растение, вы сократите срок выращивания бонсаи, по меньшей мере, на 1-2 года.
Для будущего бонсаи следует выбирать деревце или травянистое растение с мелкими от природы листьями и цветками. Это связано с тем, что «естественное» соотношение размеров листьев, цветков, веток, ствола и контейнера (горшка) играет решающую роль в художественной ценности бонсаи.
В Японии в течение всего года содержат бонсаи на улице, а в дом его вносят только в праздничные дни или к приходу гостей.
При выборе для создания бонсаи листопадного или хвойного растения, позаботьтесь об обеспечении правильной зимовки в прохладе.
Хвойные растения, столь любимые японскими мастерами, не очень подходят для наших обычных домашних условий (из-за сложностей в содержании: высокой температуры в сочетании с низкой влажностью воздуха и недостаточным освещением). Но если у вас есть зимний сад или прохладный светлый холл, то выбирайте любое растение с листьями-иголками.
Больше всего подходят для бонсаи лиственные породы деревьев. Выбор их огромен. Для создания бонсаи правильнее будет выбрать растение с мелкими и плотными тёмно-зелёными листьями. Легко приживаются в домашних условиях растения из тропических областей земного шара. Гораздо сложнее уход за растениями субтропиков.
Лиственные растения, чаще всего встречающиеся сейчас в магазинах – это различные виды фикусов. Фикусы хорошо приспосабливаются к домашним условиям, быстро растут и легко поддаются формировке. Все мелколистные фикусы хороши для бонсаиста (за исключением крупнолистных видов, например, как фикус эластика Ficus elastica).
Красивое тропическое дерево с мелкой листвой, которое успешно можно использовать в качестве предмета бонсаи и выращивать в условиях квартиры – это жаботикаба. В бразильской провинции Жаботикаба (Жаботикабаль) это растение разводят в садах из-за вкусных тёмно-синих плодов, напоминающих сливу.
В роду Мирциария ( Myrciaria ) семейства миртовых (Myrtaceae), к которому ботаники относят жаботикабу, наиболее известны два вида: M . jaboticaba и M. cauliflora . Цветки и плоды у мирциарий растут не на ветках, а прямо на стволах (что свойственно многим тропическим растениям). Эту особенность растений учёные называют каулифлория.
Травянистые растения, подходящие для бонсаи, должны быть мелкими и неспешными в росте.
Очень хорошо могут расти в плошках некрупные и сравнительно неприхотливые папоротники (адиантумы, птерисы, асплениумы, др.).
У очаровательных травянистых бонсаи есть только одно ограничение: зимой для них необходим влажный и прохладный воздух, иначе их листья будут засыхать.
Если у вас нет зимнего сада или широкого подоконника, то для создания бонсаи предпочтительнее использовать тропические растения. Рекомендую применять, например, мелкие суккуленты, карликовые бромелии, молодые папоротнички, маленькие орхидеи.
Особенности ухода за бонсаи связаны с требованиями конкретного вида растения и со стеснёнными условиями его роста.
Бонсаи мгновения жизни и пространства
Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности
Пространство и время будоражат воображение учёных как никакие другие идеи в науке. Причина понятна. Они образуют арену реальности, формируют самую ткань космоса. Само наше существование — всё, что мы делаем, думаем и чувствуем — происходит в некоторой области пространства и в течение некоторого интервала времени. Однако наука до сих пор пытается понять, что на самом деле представляют собой пространство и время. Являются ли они реальными физическими сущностями или лишь полезными идеями? Если они реальны, то фундаментальны ли они или же возникают из более первичных конституэнтов? Что означает для пространства быть пустым? Есть ли начало у времени? Есть ли у времени стрела, неумолимо направленная из прошлого в будущее, как подсказывает повседневный опыт? Можем ли мы влиять на пространство и время? В этой книге мы проследим трёхсотлетние попытки пылкой научной мысли дать ответы (или намёки на ответы) на эти фундаментальные и глубокие вопросы о природе мироздания.
В нашем путешествии мы неоднократно столкнёмся и с другим вопросом, одновременно и всеобъемлющим, и ускользающим: что есть реальность? Мы, человеческие существа, имеем доступ только к нашему внутреннему опыту ощущений и мысли, поэтому как мы можем быть уверены, что они истинно отражают внешний мир? Философы уже давно осознали эту проблему. Режиссёры популяризуют эту тему с помощью сюжетов, наполненных вымышленными мирами, порождёнными изысканными нейрологическими симуляциями, которые существуют только в умах их героев. А физики, к которым отношусь и я, остро чувствуют, что видимая реальность — материя, эволюционирующая на фоне пространства и времени, — может оказаться совсем непохожей на ту, другую реальность, лежащую за пределами видимого (если она существует). Однако, поскольку наблюдения — это всё, что у нас есть, мы принимаем их всерьёз. Вместо неограниченного воображения или необузданного скептицизма мы выбираем в качестве проводника надёжные данные и математику и ищем наиболее простые, однако самые многообещающие теории, способные объяснить и предсказать результаты современных и будущих экспериментов. Это сильно ограничивает искомые теории. (Например, в этой книге вы не найдёте и намёков на то, что я плаваю в баке с водой, подключённый проводами к тысяче мозговых стимуляторов, которые заставляют меня просто думать, что я сейчас пишу этот текст.) Но за последние сто лет открытия в физике заставляют нас пересмотреть обыденное отношение к реальности, и это так ошеломляет, захватывает и потрясает все устои, как самая невероятная научная фантастика. Об этой революции идей и пойдёт речь на страницах этой книги.
Многие из исследуемых вопросов суть те же самые, что на протяжении веков являлись в разных ипостасях и заставляли напрягаться умы Аристотеля, Галилея, Ньютона, Эйнштейна и многих других. И поскольку в этой книге мы описываем науку в становлении, мы прослеживаем эти вопросы так, как они были поставлены одним поколением, ниспровергнуты их последователями и уточнены и переосмыслены учёными последующих поколений.
Например, при ответе на нетривиальный вопрос — является ли абсолютно пустое пространство, как чистое полотно, реальной сущностью или просто отвлечённой идеей? — мы следуем за маятником научной мысли: Исаак Ньютон в XVII в. утверждал, что пространство реально; потом маятник качнулся вспять, и Эрнст Мах сказал, что нет, не реально; а в XX в. Эйнштейн ошеломляюще переформулировал саму суть вопроса, слив воедино пространство и время, в значительной мере опровергнув Маха. Затем мы следуем за новыми открытиями, которые снова переиначивают вопрос, переопределяя понятие «пустоты», говоря, что пространство неизбежно заполнено так называемыми квантованными полями и, возможно, однородно распределённой энергией, называемой космологической постоянной, — современным отголоском старого и дискредитированного понятия «эфир», который заполняет всё пространство. А затем мы расскажем читателю, как грядущие космические эксперименты могут подтвердить некоторые выводы Маха, которые согласуются с общей теорией относительности Эйнштейна, являя собой захватывающий образец запутанной паутины научного исследования.
В наши дни мы находим обнадёживающие результаты инфляционной космологии относительно понимания стрелы времени; богатый выбор предложений дополнительных измерений в теории струн; поразительное предположение М-теории о том, что наша Вселенная — всего лишь щепка, плавающая в более масштабном космосе; широко обсуждаемую идею о том, что наблюдаемая нами Вселенная может оказаться лишь голограммой. Мы пока не знаем, справедливы ли наши последние научные теории. Но как бы дико они не звучали, мы относимся к ним серьёзно, ибо именно сюда нас привёл непрерывный и непреклонный поиск глубинных законов природы. Непонятная и необычная реальность ждёт нас не только на изобильной стезе научной фантастики. Она рождается на острие современных открытий физической науки.
Книга «Ткань космоса» предназначена в основном для широкого круга читателей, не имеющих особой научной подготовки, но обладающих стремлением понять устройство мироздания, что поможет им преодолеть трудности на пути понимания сложных и нетривиальных концепций. Как и в моей первой книге «Элегантная Вселенная», я старался придерживаться сути научных идей, опуская математические описания и заменяя их метафорами, аналогиями, рассказами и иллюстрациями. Когда мы подходим к самым сложным разделам, я предупреждаю об этом читателя и предлагаю короткую аннотацию для тех, кто решит только пролистать эти сложные места или вообще их опустить. Таким образом, читатель сможет пройти путём открытий и получить не только набор знаний о последних идеях в физике, но и понимание того, как и почему та или иная идея получила право на жизнь.
Студенты, просто любители науки, учителя и учёные-профессионалы также почерпнут много интересного из этой книги. Хотя в начальных главах обсуждаются необходимые, но стандартные основополагающие вопросы из теории относительности и квантовой механики, довольно необычным будет акцент на реальности понятий пространства и времени. В следующих главах речь идёт о разном — теореме Белла, экспериментах с задержанным выбором, квантовых измерениях, ускоренном расширении Вселенной, возможности получения чёрных дыр на ускорителях следующего поколения, создании удивительной машины времени, основанной на идее кротовых нор. Это лишь некоторые из обсуждаемых идей, которые познакомят читателя с самыми захватывающими и обсуждаемыми сейчас научными достижениями.
Некоторая часть излагаемого материала является спорной. Если идея ещё висит в воздухе и по поводу неё нет общепринятого мнения, я излагаю в основном тексте взгляды, считающиеся доминирующими в научном мире. По спорным вопросам в приложения вынесены различные точки зрения, для которых, как мне кажется, консенсус достигается в наибольшей степени. Некоторые учёные, особенно те, идеи которых разделяет меньшинство, будут возражать против моих суждений, но я старался нарисовать сбалансированную картину. В приложениях особо усердный читатель найдёт более полные объяснения и предостережения относительно вопросов, которые я упростил, а также (для желающих) краткие математические дополнения к бесформульному описанию в основном тексте. Краткий глоссарий даёт пояснение к некоторым специальным научным терминам.
Даже книга такого объёма не может охватить столь фундаментальные и всеобъемлющие понятия, как пространство и время. Я сосредоточил внимание на тех идеях, которые являются одновременно и увлекательными, и важными для формирования полной картины реальности, создаваемой современной наукой. Конечно, выбор материала отражает мои личные вкусы, и я приношу извинения тем, кто считает, что их личный вклад или область их интересов не нашли должного отражения в книге.
От мгновения к мгновению
Жить от мгновения к мгновению-значит просто жить, не заботясь о будущем и не переживая за прошлое. Ни за что, не цепляясь: ни за людей, ни за вещи, ни за ситуации.
Не переживать за прошлое — это отпустить, простить, быть благодарным за все то, что было. Оно было именно таким, каким должно быть на тот момент. Считать, что что-то было не так, сожалеть о чем-то, думать, что, если бы повторилось, то можно было бы поступить по-другому — это и есть переживать.
Если кого-нибудь вернуть в прошлое, в ту же самую ситуацию, то он поступит именно так, как и прежде, и никак иначе. Таков прядок вещей в этой Вселенной.
Ничего нельзя изменить в прошлом. Всех простить, у всех попросить прощения, всем сказать «спасибо», всем нашим друзьям и особенно всем нашим врагам. Враги оказались лучшими учителями. Все, с кем нас столкнула судьба, сопровождали нас, обучали нас. Эта часть школы, которую мы уже прошли, подготовила нас к дальнейшему обучению. Мы выросли и теперь нужны другие учителя.
Не заботиться о будущем — значит понять, что есть только жизнь в данном моменте, в сейчас. Все, что тебе надо в этом моменте тебе дает существование от своего изобилия, оно дает все. Высшая энергия, самая тонкая — это энергия счастья, блаженства, радости, но она настолько тонкая, что грубые низшие энергии (гнева, беспокойства, ненависти и т.д.) препятствуют ее выходу.
Энергия сама по себе нейтральна, это мы наделяем ее качествами. Грубые энергии проявляются в прошлом и будущем, а тонкие энергии проявляются в Бардо — в промежутке, в «здесь и сейчас». Только, когда ты находишься в этом моменте, все есть как есть.
Ум — это мыслительный процесс, мысли бегут к воспоминаниям прошлом, к тому, что уже было или к будущему, к тому, что возможно произойдет, или мечтам о том, что хотелось бы, чтобы произошло. В те редкие мгновения, когда мысли останавливаются — удивление, шок, растерянность — возникает пустота-ты теряешь себя. Чтобы собраться с мыслями, нужно время. Образуется пустое пространство, не заполненное ничем и эта пустота — момент «сейчас».
Эта пустота и есть наполненность, в которой есть все. Она пугающая, потому, что отсутствуют твои мысли, отсутствует твое тело, то, чем ты себя считаешь. То есть, тебя нет, но есть осознавание, что тебя нет, есть пустота и что она пугает. Как если находишься в темноте, тишине и невесомости и в одиночестве, есть только твое присутствие, ты есть, но кто ты — неизвестно. Как после внезапного пробуждения, сразу не можешь вспомнить кто ты, где ты находишься — ты в промежутке между сном и бодрствованием. Бессознательность ушла, на полностью сознание еще не проявилось. Ты на границе миров. Это и есть нечаянная медитация.
Когда ты перестаешь быть телом и умом, все границы тебя исчезают. Ты становишься бесконечным пространством, становишься всем. Когда ум исчезает, исчезает двойственность. Двойственность необходима для осознавания физического мира: любовь-ненависть, гнев-сострадание, зло-добро, белое-черное и т.д
Чтобы познать, надо сравнивать. А когда тебя нет, сравнивать некому и нечего. Ты сам становишься любовью, ты есть любовь. Понятие зла и добра исчезает — принимается все, что происходит. Всеобщее принятие — это когда все делается, как и должно быть. Как Иисус на кресте — когда нет прошлого и будущего — сказал: «Да будет воля твоя» и стал Христом. Он родился заново, он стал Богом. Это и есть принятие — момент «сейчас».
Когда ты становишься всем, Вселенной, Богом — это реализация. На самом деле мы уже такими и являемся, но не знаем об этом и не верим в это, сколько бы нам не говорил Мастер. Для того, чтобы это узнать, надо это прожить, прожить именно это состояние. Чтобы узнать Бога, нужно стать Богом. Другого пути нет.
Это как, если человек еще не влюблялся, невозможно ему объяснить словами, что такое любовь. Он должен сам влюбиться, только тогда поймет. Как нельзя объяснить другому, что такое:
-вкус: кислый, сладкий, горький, соленый;
-видеть, если человек слеп;
-слышать, если человек глух;
-ощущение боли, например, если не работает в мозге болевой центр;
-запахи, если нарушения в центре обоняния.
Нужно, чтобы работали все наши пять чувств. Наши органы чувств, с одной стороны, являются нашими ограничителями в окружающем нас видимом мире. Мы видим в определенном диапазоне частоты световых волн. Мы слышим в определенном диапазоне звуковых волн. Наши ощущения ограничены, по сравнению с некоторыми животными. Наше обоняние не так развито, как у собаки, например.
С другой стороны, наши органы чувств являются инструментами, с помощью которых мы познаем физический план и их же можем использовать для развития себя на тонком плане.
Наше сознание — это зеркало, перед которым проходят картинки наших мыслей, движения нашего тела, изменения нашего тела. На тонком плане наше тело и наши мысли- это элементарные частицы, которые движутся с огромными скоростями. Наши мысли меняются каждое мгновение и наше тело меняется каждое мгновение на тонком плане. Одни частицы рождаются, другие умирают каждую секунду. Мысли приходят и уходят. Все это отражается в сознании, как в зеркале и исчезает. Зеркало остается чистым. Меняется только отражение. Оно не существует — это игра света и тени, как на экране телевизора. Наше тело и мысли формируют некий образ себя. Повторение одних и тех же мыслей, суждений, поступков. Многократное отражение себя в других формирует постоянное подтверждение себя именно таким как есть. Чтобы себя не потерять прикладываешь усилия, чтобы соответствовать этому образу себя. Ставишь «галочки» достижений. Наедине с собой приходят сомнения — кто я и зачем вся эта суета, что есть вся эта жизнь. Когда я один и когда я с другими — два совершенно разных человека.
Чем старше, тем больше сомнений, тем больше непонимания себя. А потом, когда теряешь близкого тебе человека, вдруг осознаешь бессмысленность этой жизни. Люди едят, пьют, работают, учатся, рожают детей, спорят, ссорятся, радуются, умирают. Для чего? Начинаешь спрашивать, искать ответ. Начинаешь спрашивать того, кто знает. Это книги тех, кто говорит, что знает.
Первое, что ты понимаешь, что я не знаю кто я, для чего я здесь, не знаю, что мне дальше делать, куда идти и нужно ли вообще куда-то идти. Второе, что мнение о тебе окружающих, ничего для тебя не значит.
Лишившись отражения себя в окружающих, ты все равно не знаешь себя. Сформированный образ тебя, крепко держит твой ум, твое тело. Перед другими уже не надо играть себя, и ты продолжаешь играть себя перед собой. Ты движешься по накатанной колее с бешенной скоростью и нет возможности остановиться. Но какая-то часть тебя тормозит, она пытается что-то понять, что раньше не было очевидно. Есть какая-то уверенность внутри меня, то, что я хочу узнать, существует. Только его надо найти, какое-то лихорадочное волнение внутри, которое гонит меня по книжным магазинам искать книги, в которых я найду ответы на все мои вопросы. Какая-то полная уверенность, что я найду, должен найти.
Говорят, что когда ум человека не формирует образы, то он видит только хаотично разбросанные световые пятна — светлые и темные, как очевидно видит ребенок при рождении. Осознавать мир начинаем с 3-х лет. Осознавать себя, как свое тело, еще позже, до этого говорим о себе в 3-м лице. Когда начинаем говорить о себе «я», начинаем формировать себя, как личность.
Личность — это та игра, это то шоу, которое мы играем по жизни, это то, кем мы себя представляем, но кем мы не являемся. Это то, что мы думаем о себе, что думает наш ум. Это наши мысли о себе. Это то, что мы придумали, это наши фантазии, это наши иллюзии. Они ничего не имеют общего с нами настоящими, тем, кем мы на самом деле являемся.
Если изменить что-либо на внешнем: тело, имя, место жительства. Ты не изменишься. Только, изменившись внутренне, можно изменить внешнее. Мысли менять тоже бесполезно — это внешние объекты.
Нужно избавиться от самих мыслей, остановить этот поток. Это единственная возможность изменить себя, стать тем, кем ты являешься.
Мыслительный поток-это то, чем мы себя считает и, останавливая его, мы перестаем существовать как личность, мы исчезаем. Но только потеряв себя, можно себя найти. Таков порядок вещей.
Для этого надо сесть, расслабиться, закрыть глаза и начать наблюдать поток наших мыслей. Буддисты сравнивают его со скачущими по деревьям обезьянами. Мысли скачут с огромной скоростью, со скоростью света, поэтому за ними так сложно следить. Каждый миг одна мысль сменяет другую.
Весь поток, ураган мыслей нам не принадлежит-это все внешний мир. Все мысли не в нас, на самом деле все они вне нас, снаружи. Ни одной мысли нет нашей. Мы их считываем из окружающего пространства. Все, кроме тех, кто достиг, думают одинаково. Все обусловлено и определено обществом. Наблюдая за этим потоком объектов-мыслей (они на самом деле материальны), мы наконец начинаем различать не сплошной поток, а его какие-то части. Мы начинаем воспринимать отдельную мысль как некий объект, который мы имеем в данный момент. Проявится неоднородность потока. Ты научишься смотреть на свои мысли как на нечто отдельное от себя. Мысль пришла- мысль ушла. Мыслительные ассоциации уносят нас то в прошлое, то в будущее. В настоящем мы не думаем, мы живем.
В самом начале работы в наблюдении за умом, мыслей становится еще больше, поток еще мощнее. Это не должно пугать. Ум привык быть хозяином и начинает сопротивляться, он не хочет становиться слугой. И постепенно поток начинает замедляться. Атаки ума становятся все реже, но надо постоянно быть бдительным.
Промежутки между мыслями — это тишина без шума мыслей. Пока не узнаешь тишины, не знаешь шума. Так тихо растут цветы, деревья, все живое. Эту тишину, как все истинное, надо прожить, чтобы узнать. Это тишина величия природы: снежных вершин, ледяного безмолвия, где небо сливается с землей, тишина подводного мира, где ты одна наедине с огромным пространством, где не видно ни конца и края.
На самом деле эта тишина не зависит от того, где ты находишься и какие звуки тебя окружают. Эта тишина не этого мира. Она присутствует всегда и везде, даже когда вокруг какофония звуков. И если ты ее раз услышишь, она войдет в тебя, то будешь слышать где-угодно.
Ты просто вдруг в ней оказываешься, причем ты слышишь звуки вокруг и одновременно эту тишину, как будто она существует параллельно. Она отдельна. ты в нее погружаешься и потом выходишь. Этот физический мир не исчезает, ты его видишь, как фильм, а стоишь рядом в этой тишине, как в параллельном мире.
Во вселенной все есть свет, кроме него нет ничего. Он имеет как волновую природу, так и проявляет свойства частиц. Все миры — игра света во всех его проявлениях. Это как световые фотоны попадают на экран телевизора от электроннолучевой трубки. На экране возникает изображение людей природы, ситуаций. Но ничего этого нет, просто программа. Этот мир является экраном, на котором изображается программа жизни. Тонкий план — это электроннолучевая трубка, которая управляет частицами и волнами света. А Бардо — момент в сейчас, 100-процентная осознанность — это сама жизнь — сознание, которое это все наблюдает. Мимо него проходят картинки, а оно как зеркало их отражает. Оно остается чистым, на него невозможно повлиять, его невозможно загрязнить, оно всегда чистое.
Жизнь наблюдает саму себя, ту свою часть, которая осознается людьми. Наш осознающий ум — это крошечная часть всего огромного пространства сознания, которое мы не осознаем. Именно ум является создателем сюжета этой видимой жизни. Он искажает эту жизнь, из-за свей обусловленности. Каждый ум создает свою программу. Сколько умов — столько и программ. Изредка, когда ум растворяется, сознание, заключенное в форму, сливается с сознанием Вселенной. Это реализация. Ты становишься Вселенной.
Когда мы начинаем жить на тонком плане, мы начинаем осознавать все больше и все глубже. Пространство нашей осознанности увеличивается. И наступает момент, когда осознается все пространство, ум исчезает и мы становимся всем пространством осознанности. Мы становимся самой этой жизнью. Тогда сознание отражает реальность как она есть.
Тогда мы оказываемся в этом моменте. Понятие времени исчезает — прошлое, настоящее и будущее — все здесь. Кроме этого момента сейчас — нет ничего. Тогда нас нет — ум исчез, тело исчезло. Тело следует за умом. Некому видеть, некому осознавать. Есть только осознанность, присутствие, чистое бытие. Ты становишься и экраном, и электроннолучевой трубкой, и программой, и самой осознанностью — наблюдателем.
Так посредством роста сознания, реализации каждого, растет осознанность всей вселенной, растет жизнь.
До тех пор, пока это не произойдет, мы будем не удовлетворены. Неудовлетворенность божественна. Неудовлетворенный человек будет искать.
Мы все в поиске себя. Только изучив, поняв себя, можно понять другого, понять всех.
Поэтому, когда психолог говорит, что изучает людей — это заведомо неправильная позиция, неправильное направление, оно никуда не приведет, это тупик.
Изучить нужно себя и достичь таких глубин в себе, таких высот, что тебе будет виден другой, как ты сам себе. Другой отразится в тебе как в зеркале — реально без искажений и все тайны откроются тебе.
На тонком плане мы все состоим из энергии, вся Вселенная — это игра энергий — одна перетекает в другую, бесконечно. Одни формы исчезают другие возникают, бесконечно.
Изначально есть пустота, тишина, безвременье, точка пространства.
В детстве мне иногда попадались книги по занимательной физике. Я прочитывала несколько первых страниц, потому что, потом начинались научные непонятные объяснения. В одной из книжек был вопрос: «Что отражается в зеркале в комнате, где нет никого? И ответ: «Ничего». Если нет того, кто смотрит, нет не только отражения, нет ни зеркала, ни комнаты, нет ничего.
Если нет воспринимающего, то мира не существует. Нет пространства и времени, нет ничего. Есть пустота, тишина, темнота. Свой мир проявляет тот, кто видит слышит чувствует запахи, вкусы, ощущения. И все миры проявляет все человечество вместе в соответствии с законами вселенной в физическом и тонком мире. На самом деле миров множество. Мы говорим о ближайших к нам, которые уже прошли другие и оставили нам ориентиры. Будда, Христос, Мухаммед, Лао Цзы, Ошо и другие, кто реализовались и достигли просветления.
Мое сознание, жизнь во мне — есть все, вся непроявленная и проявленная вселенная. И моя же суть есть наблюдатель — чистое присутствие, которое наблюдает и осознает. Таким образом я являюсь, тем, кто наблюдает шоу Вселенной и тот, кто это шоу играет. Я то и это. Я наблюдатель и исполнитель.
Каждый из нас исполнитель. Мы уже исполнители. Нужно развить в себе наблюдателя. Наблюдатель тот, кто смотрит сверху. Нужно вырасти до него.
Дерево бонсай в учении фен шуй
Бонсай в фэн шуй
Бонсай переводится на русский язык как “дерево в плошке или на подносе” или “пейзаж в горшках”. Это растение от 50 см, но не выше 1 м, по структуре повторяющее взрослое дерево. Созданный художником бонсай является произведением искусства, в которое он вложил знания и свое мироощущение.
Бонсай является частью японских культурных традиций. Японские карликовые деревца демонстрируются во многих странах мира на крупных выставках, даря удовольствие посетителям.
Виды бонсай
Существует бонсай лиственных пород деревьев: ивы, березы, граба, ольхи, дуба, вишни. Это листопадные деревья, которые хорошо смотрятся в бонсай даже без листьев в зимний период времени. Хвойный бонсай выращивается из можжевельника, сосны, лиственницы и будет радовать глаз зеленью круглый год.
Бонсай и фэн шуй
Бонсай и фэн шуй прекрасно сочетаются друг с другом!
Такие разные бонсаи
Фен шуй – магическое учение, призванное обеспечивать благоприятную обстановку для создания ровного и плавного потока энергии, которая сможет обеспечить человека в равной степени физическим и душевным здоровьем. Если в доме будут гармонизированные потоки энергии, то самочувствие находящихся в нем людей будет намного лучше, подобная обстановка в доме стимулирует хорошее настроение, придает энергии и оптимизма.
Если же в доме течение энергии замедленное либо же вовсе отсутствует, это плохой признак, жить в таком доме очень сложно, у человека начинаются самые разные проблемы, начиная от личной жизни и здоровья, заканчивая реализациями планов на будущее.
Любые живые растения являются генератором активной энергии. Высокие деревья бонсай (до 1 м) не стоит выставлять в гостиной, лучшее место для них – это закрытый утепленный балкон с отоплением, большой зимний сад или уличный сад, если климатические условия позволяют содержать растение круглогодично.
У деревьев бонсай Школы Чжеян не всегда изогнутый ствол, потому что считается, что вертикальный ствол символизирует силу, достоинство, величие и красоту, а это принесет вам уверенность в себе.
Небольшое деревце в доме может, при правильном его размещении, сильно повлиять на протекание энергии, а при соблюдении правил фэн шуй вы сможете направить энергию в нужное вам русло.
Композиция бонсай по фен шуй может:
- замаскировать острые углы вашей мебели и стен
- привлечь энергию в тёмные углы комнат
- гармонизировать энергии Огня и Воды на кухне.
- замедлить вытекание энергии из дома.
- отвести избыток энергии Воды из ванной комнаты.
- привлечь новую энергию во все комнаты в доме.
- стимулировать восточные и юго-восточные части жилища.
Значения видов деревьев бонсай по фен шуй
Магия формы дерева бонсай
Сильно наклоненные сосны бонсай можно разместить как в жилой комнате, так и в офисе, поскольку их легкий изгиб напоминает жест приветствия. Такую композицию даже называют «приветственной».
Важно помнить, что только здоровые растения бонсай излучают активную энергию. Если вы хотите добиться обстановки, повышающей работоспособность, расставьте небольшие растения в столовой, гостиной и в кабинете.
Бонсай акация символизирует защиту и предвидение, придает бодрость.
Бонсай лимон олицетворяет долголетие, здоровье и любовь.
Бонсай можжевельник обладает антимикробным действием, его также используют как защиту от сглаза, так как он энергетически гармонизирует пространство.
Бонсай с живой сосной, символизирующей духовное развитие и достаток, расположенный на востоке, принесет здоровье и долголетие.
Где размещать бонсай по фен шуй
Выступы и ребра
Полезно использовать бонсай для того, чтобы смягчить выступающие ребра дизайна вашего жилища. Считается, что острые элементы создают большой дискомфорт и ухудшают энергетический баланс помещения. Смягчают подобные выступы с помощью бонсай в форме ниспадающего растения.
Темные углы
В углах практически любого помещения может скапливаться и в итоге застаивается большое количество энергии. Подобные темные углы есть в любом доме, избавиться от застоявшейся энергии позволяет бонсай в виде хвойного дерева, чьи хвоинки поглощают всю застоявшуюся в доме энергию и нейтрализует её негативное воздействие.
Наклонные стены и потолки
Практикуют использование бонсай и в комнатах с наклонными стенами и потолком. Поскольку дисгармоничные комнаты очень сильно влияют на личную энергетику человека, ухудшая его творческие способности, бонсай в подобной комнате просто необходим.
Двери
В зависимости от размещения дверей, в вашем доме будет изменяться скорость и направление потоков энергии. Две расположенные друг напротив друга двери сильно ускоряют поток энергии, что может плохо сказаться на ее балансе в доме. В таком случае рекомендуется между дверями размещать бонсай для того, чтобы замедлить поток энергии. Несимметричное расположение дверей в доме грозит его хозяину энергетическими завихрениями, что может привести к появлению негармоничных энергетических мест в доме. Чтобы сгладить энергетические завихрения, следует возле каждой двери располагать бонсай в круглых горшках или ведрах.
Стили бонсай
Японские мастера выделяют 15 стилей бонсай, которых придерживаются различные школы. Отличаются они расположением стволов деревьев, способами формирования кроны, отличием материалов, используемых в пейзажных бонсай. Это черепаховый камень, кораллы, пемза, песчаник.
Художники разных школ часто работают с одним растением бонсай, по которому можно определить принадлежность к определенной школе.
Но все школы сходны в одном: дерево должно иметь ствол определенной формы и ветви, которые не должны ни пересекаться друг с другом, ни расти из одного и того же места. Листья бонсай, по правилам, мелкие, имеют зеленую, сочную окраску, создают красивую крону своим обилием. Корни бонсай, особенно выступающие над землей, тоже должны иметь определенное расположение.
Бонсай в фэн шуй – не обязательно одно растение в плошке, можно создать микс-бонсай: в одном горшке несколько деревьев, кустарник и травянистое растение. Но это еще более трудная задача.
Карликовый бонсай может окружаться крошечным пейзажем: скалами, гротами, не отличимыми от настоящих – и выглядеть как природный оазис в миниатюре. Такая композиция доставляет огромное эстетическое удовольствие. Выращивайте, пробуйте свои силы. Только так вы сможете найти свой стиль.